ТЗ (техническое задание) на написание текста – это документ с подробным описанием задачи на написание текста и четко сформулированными требованиями к итоговому результату.
Правильно поставленное ТЗ позволяет поможет сэкономить время и получить качественный материал. Даже если потом потребуются доработки, они, скорее всего, будут минимальными.
С чего начать?
Прежде всего, нужно понимать, действительно ли нужен текст. Например, для категорий с каталогами товаров в интернет-магазинах он нужен крайне редко. Если все-таки требуется, то часто небольшой. В данном случае можно оптимизировать зоны документа.
Чтобы точно выяснить нужен ли текст, анализируем конкурентов:
Берем запросы из кластера, через режим инкогнито в нужном регионе открываем сайты (должен совпадать тип сайта и тип страницы).
Смотрим, есть ли текст. Если нет, не пишем. Если есть: замеряем объем, выписываем заголовки/подзаголовки, о чем говорится в тексте, какова структура, какие используются блоки и элементы, как оформлен и т.д.
Выписываем эти данные, они будут использоваться для ТЗ.
Что должно быть в ТЗ?
Ниже шаблон, по которому можно подготовить техническое задание на написание текста. В зависимости от ситуации, могут быть добавлены или удалены некоторые пункты. Но, в целом, этот шаблон можно взять за основу при составлении ТЗ.
Название или требования к названию.
Тип текста (коммерческий или информационный).
Место размещения (текст для статьи, текст в карточку и т.д. + ссылку на страницу/сайт).
Цель текста (чего мы хотим добиться с помощью текста, какую проблему пользователя решаем и как).
Объем текста в символах.
Уникальность (например, 100% по text.ru).
Структура текста (какие блоки должны быть, нужны ли маркированные/нумерованные списки, как это будет оформлено на сайте, если есть требования к заголовкам/подзаголовкам - обозначить их).
Список ключевых слов, а также требования к их использованию (предварительно нужно привести их в читабельный вид и по возможности объединить, сократив список).
Список LSI-слов и требования к их использованию (предварительно собираем, чистим и прикладываем).
Особенности целевой аудитории (кто наш пользователь, какие у него характеристики – возраст, гео, профессия, образование, интересы, потребности и боли и др.).
Tone of voice (англ. «тон голоса») — это принципы общения бренда с аудиторией, которых он придерживается во всех каналах коммуникации. Может быть дружелюбным, наставническим, серьезным, остроумным, провокационным, панибратским и др.
Требования к содержанию (о чем нужно обязательно написать в тексте и на чем не делать акцент).
Требования к оформлению файла (в каком виде и куда прислать итоговый материал, как оформить файл - шрифт, заголовки, подзаголовки и др.).
Ссылки на полезные материалы, которые могут пригодиться для написания текста.
Пример ТЗ на написание текста для копирайтера
Название: Как выбрать расческу для волос? Тип текста: информационный Место размещения: текст будет размещен в разделе «Статьи» (site.ru/articles) по аналогии с уже существующими Цель текста: максимально полно ответить на вопрос о том, как выбрать расческу, рассказать о видах расчесок и их особенностях. Объем: 4000-4500 символов без пробелов (объем примерный, важно раскрыть тему) Уникальность: 100% по text.ru Структура текста:
Вводный абзац
На что обратить внимание при выборе расчески?
Натуральная щетина (расписываем плюсы и минусы маркированными списками)
Синтетическая щетина (расписываем плюсы и минусы маркированными списками)
Металлические зубчики (расписываем плюсы и минусы маркированными списками)
Пластиковые зубчики (расписываем плюсы и минусы маркированными списками)
Расчёски с ионизацией: что это и какие задачи решает
Вывод: какая расчёска подойдёт мне (описываем, как выбрать расческу в зависимости от типа волос, густоты, целей и т.д.)
Список ключевых слов:
как выбрать расческу для волос
какую расческу выбрать
лучшие расчески для волос
хорошая расческа для волос
Вписать по 1 разу в точном вхождении. Список LSI-слов:
длинные
кудрявые
прямые
укладка
лучшие
фен
виды
тип
густота
…
Вписать по 1 разу в любой словоформе. Особенности целевой аудитории: современные женщины 18-55 лет, проживающие в России Tone of voice: дружелюбный, позитивный, уважительный. Ориентируйтесь на другие тексты на сайте site.ru. Требования к содержанию: Нужно дать максимум полезной информации по выбору расчески, но не рекомендовать конкретные товары. Требования к оформлению файла: Текст нужно прислать в формате Google Docs, шрифт Montserrat. Размер: 12 для текста, 14 для подзаголовков, 20 для заголовка. Ссылки на полезные материалы: site.ru/material-1 site.ru/material-2