ТЗ (техническое задание) на написание текста – это документ с подробным описанием задачи на написание текста и четко сформулированными требованиями к итоговому результату.
Правильно поставленное ТЗ позволяет поможет сэкономить время и получить качественный материал. Даже если потом потребуются доработки, они, скорее всего, будут минимальными.
С чего начать?
Прежде всего, нужно понимать, действительно ли нужен текст.
Например, для категорий с каталогами товаров в интернет-магазинах он нужен крайне редко. Если все-таки требуется, то часто небольшой. В данном случае можно оптимизировать зоны документа.
Например, для категорий с каталогами товаров в интернет-магазинах он нужен крайне редко. Если все-таки требуется, то часто небольшой. В данном случае можно оптимизировать зоны документа.
Чтобы точно выяснить нужен ли текст, анализируем конкурентов:
- Берем запросы из кластера, через режим инкогнито в нужном регионе открываем сайты (должен совпадать тип сайта и тип страницы).
- Смотрим, есть ли текст. Если нет, не пишем. Если есть: замеряем объем, выписываем заголовки/подзаголовки, о чем говорится в тексте, какова структура, какие используются блоки и элементы, как оформлен и т.д.
- Выписываем эти данные, они будут использоваться для ТЗ.
Что должно быть в ТЗ?
Ниже шаблон, по которому можно подготовить техническое задание на написание текста. В зависимости от ситуации, могут быть добавлены или удалены некоторые пункты. Но, в целом, этот шаблон можно взять за основу при составлении ТЗ.
- Название или требования к названию.
- Тип текста (коммерческий или информационный).
- Место размещения (текст для статьи, текст в карточку и т.д. + ссылку на страницу/сайт).
- Цель текста (чего мы хотим добиться с помощью текста, какую проблему пользователя решаем и как).
- Объем текста в символах.
- Уникальность (например, 100% по text.ru).
- Структура текста (какие блоки должны быть, нужны ли маркированные/нумерованные списки, как это будет оформлено на сайте, если есть требования к заголовкам/подзаголовкам - обозначить их).
- Список ключевых слов, а также требования к их использованию (предварительно нужно привести их в читабельный вид и по возможности объединить, сократив список).
- Список LSI-слов и требования к их использованию (предварительно собираем, чистим и прикладываем).
- Особенности целевой аудитории (кто наш пользователь, какие у него характеристики – возраст, гео, профессия, образование, интересы, потребности и боли и др.).
- Tone of voice (англ. «тон голоса») — это принципы общения бренда с аудиторией, которых он придерживается во всех каналах коммуникации. Может быть дружелюбным, наставническим, серьезным, остроумным, провокационным, панибратским и др.
- Требования к содержанию (о чем нужно обязательно написать в тексте и на чем не делать акцент).
- Требования к оформлению файла (в каком виде и куда прислать итоговый материал, как оформить файл - шрифт, заголовки, подзаголовки и др.).
- Ссылки на полезные материалы, которые могут пригодиться для написания текста.
Пример ТЗ на написание текста для копирайтера
Название: Как выбрать расческу для волос?
Тип текста: информационный
Место размещения: текст будет размещен в разделе «Статьи» (site.ru/articles) по аналогии с уже существующими
Цель текста: максимально полно ответить на вопрос о том, как выбрать расческу, рассказать о видах расчесок и их особенностях.
Объем: 4000-4500 символов без пробелов (объем примерный, важно раскрыть тему)
Уникальность: 100% по text.ru
Структура текста:
Список LSI-слов:
Особенности целевой аудитории: современные женщины 18-55 лет, проживающие в России
Tone of voice: дружелюбный, позитивный, уважительный.
Ориентируйтесь на другие тексты на сайте site.ru.
Требования к содержанию:
Нужно дать максимум полезной информации по выбору расчески, но не рекомендовать конкретные товары.
Требования к оформлению файла:
Текст нужно прислать в формате Google Docs, шрифт Montserrat. Размер: 12 для текста, 14 для подзаголовков, 20 для заголовка.
Ссылки на полезные материалы:
site.ru/material-1
site.ru/material-2
Тип текста: информационный
Место размещения: текст будет размещен в разделе «Статьи» (site.ru/articles) по аналогии с уже существующими
Цель текста: максимально полно ответить на вопрос о том, как выбрать расческу, рассказать о видах расчесок и их особенностях.
Объем: 4000-4500 символов без пробелов (объем примерный, важно раскрыть тему)
Уникальность: 100% по text.ru
Структура текста:
- Вводный абзац
- На что обратить внимание при выборе расчески?
- Натуральная щетина (расписываем плюсы и минусы маркированными списками)
- Синтетическая щетина (расписываем плюсы и минусы маркированными списками)
- Металлические зубчики (расписываем плюсы и минусы маркированными списками)
- Пластиковые зубчики (расписываем плюсы и минусы маркированными списками)
- Расчёски с ионизацией: что это и какие задачи решает
- Вывод: какая расчёска подойдёт мне (описываем, как выбрать расческу в зависимости от типа волос, густоты, целей и т.д.)
- как выбрать расческу для волос
- какую расческу выбрать
- лучшие расчески для волос
- хорошая расческа для волос
Список LSI-слов:
- длинные
- кудрявые
- прямые
- укладка
- лучшие
- фен
- виды
- тип
- густота
- …
Особенности целевой аудитории: современные женщины 18-55 лет, проживающие в России
Tone of voice: дружелюбный, позитивный, уважительный.
Ориентируйтесь на другие тексты на сайте site.ru.
Требования к содержанию:
Нужно дать максимум полезной информации по выбору расчески, но не рекомендовать конкретные товары.
Требования к оформлению файла:
Текст нужно прислать в формате Google Docs, шрифт Montserrat. Размер: 12 для текста, 14 для подзаголовков, 20 для заголовка.
Ссылки на полезные материалы:
site.ru/material-1
site.ru/material-2